Что нового?

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ

MARKUS

Администратор
Команда форума
1.png
  • Насколько вы удовлетворены своей жизнью в данный момент? Мы склонны привыкать к тому, что имеем. Продолжаем делать то же, что делали всегда и что всегда срабатывало. Наша жизнь может быть вполне комфортной, так откуда же это ноющее чувство недовольства: а все ли, чего я заслуживаю, есть у меня прямо сейчас?
Красота и опасность современной жизни заключаются в том, что, какое бы направление вы ни выбрали, стоять на месте нельзя, необходимо постоянно двигаться дальше, иначе люди перетащат вас на свое. Если вы не знаете, чего хотите, тут же найдется кто-то, кому это известно в точности, и он будет стараться заставить вас это сделать. Если такое положение вещей вам подходит, что ж, может быть, пора закрыть эту книгу. Если же вам нужно от жизни что-то еще, если вы хотите иметь все, что заслуживаете, тогда продолжайте читать... Так есть у вас прямо сейчас все, что вы заслуживаете?

Жизнь — это последовательность мелких решений. Каждое кажется несущественным, вместе же они суммируются. И каждое важно. В результате такого мелкого решения может измениться вся жизнь. Все, что мы делаем, каждое мелкое решение имеет свою цель, и принять на себя ответственность за собственную жизнь означает иметь собственный жизненный замысел и задаваться собственными целями, не позволяя другим ставить их для вас. Все успешные люди задаются целями. Цели — это мечты с ногами: они непременно куда-то идут!

Когда я (Андреа) начала интересоваться целями, то задалась вопросом, действительно ли они осуществляются в реальной жизни, или это лишь красивая идея. Я много читала о том, как люди достигают потрясающих результатов, работая с целями и делая что-то отличное от того, что делают обычно. И однажды решила проверить эту идею. Ведь в худшем случае просто ничего бы не изменилось!

Я много лет упорно трудилась, но удовольствия от жизни так и не получала. Выходит, я упорно трудилась для чего-то, чего не хотела? Это была определенно не та жизнь, о которой я мечтала.

Я сделала важный шаг вперед: начала записывать свои цели. И тем положила первый кирпич в возведение своей сегодняшней жизни. Я хотела ощутить разницу.

Когда я всерьез начала работать с целями, случилось многое... Перед этим вся моя профессиональная жизнь была посвящена искусствам, особенно театру. Долгие годы я провела, буквально живя в театрах и киностудиях, работая дни и ночи напролет, и это было пленительно. То была замечательная жизнь, однако я была убеждена, что должна сделать что-то еще, если действительно хочу наиболее полно выразить себя. Нелегко вступать на новый путь, не имея никакой гарантии, что в конце получишь желаемое. Мне было страшно. Бояться неизвестного нормально. И страх, кстати, может быть очень позитивным стимулом, если только направить его энергию в нужное русло. Страх, когда он не является парализующим, может здорово мотивировать и повести вперед. Страх — это инстинкт выживания, такова его роль в жизни, но часто он-то и заставляет нас затаиваться в безопасном месте и носа не высовывать в такой пугающий, хоть и манящий мир. Я уважала свой страх и была за него благодарна судьбе.

Когда у нас достаточно поддержки, чтобы двинуться к своим заветным целям (а поддержкой может быть вера в будущее и в собственные возможности), мы способны превозмочь свои страхи. Тогда начинается переходный период, когда привычное безопасное убежище мы уже покинули, а до места назначения, где хотим быть, еще не добрались. Этот период может быть вашим лучшим другом (сделает вас более подготовленным к цели), или худшим врагом (заставит разувериться в том, что цель достижима, только потому, что вы ее еще не достигли). Когда я решила оставить мир кино, чтобы стать тренером НЛП, то еще не была к этому готова. Прочитала много книг по предмету, и все. Поэтому, невзирая на нетерпение, переходный период оказался для меня лучшим другом, ибо дал возможность подготовиться к цели.

Все это было несколько лет назад. Теперь я сижу в красивой вилле на Майорке, пишу эту книгу о НЛП и коучинге вместе с очень дорогим мне человеком, с которым разделяю самые красивые моменты и достижения своей жизни. Наши отношения основываются на дружбе, любви и полном доверии — именно то, чего я всегда хотела. Большую часть времени мы тратим на разъезды, ведя курсы коучинга и НЛП, и мы очень счастливы. Помню, как много раз за свою жизнь я почти совсем переставала верить, что это возможно. И рада, что на каждом этапе этого путешествия сумела сохранить веру в достижимость своих целей.

Теперь я улыбаюсь, вспоминая слова, которые написала на листке бумаги много лет назад. Те слова — мои цели — были самыми значительными, что я когда-либо писала.

АНАЛИЗ НАСТОЯЩЕГО И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО

Цель — мечта с ногами. Что это означает? Цели — это то, что ведет нас вперед. Они — то, к чему мы стремимся. Почему мы по утрам просто встаем с кровати?

Потому, что чего-то хотим. Это может быть что-то вполне тривиальное, например, позавтракать; а может быть величественное, например, поработать на благо всего человечества или отдельного человека. Цели — основа коучинга. Коучинг помогает клиенту ясно сформулировать, чего он хочет, возмечтать о хорошем, снабдить эти мечты ногами и вместе с ними пуститься в путь.

Мы всегда к чему-то движемся. От нынешнего состояния к желаемому. В тот момент, когда мы ощущаем неудовлетворенность тем, что имеем, мы уже начинаем двигаться к чему-то лучшему. Один человек от другого отличается желаниями. У одного есть все мыслимое благосостояние, а он все же недоволен. Другой живет очень просто, но вполне удовлетворен. Наши цели так же уникальны, как отпечатки пальцев.

Противоположностью постановки цели является обдумывание проблемы. Оно сосредоточивается на плохом, на ошибке, на негативном. Многие блуждают и теряются в лабиринте проблем, выясняя историю, цену и последствия проблем, а также ее виновника. Постановка же цели переводит вопрос из плоскости «Что у нас случилось плохого?» в плоскость «Чего я хочу?», ведя вас вперед структурированным способом.

Коуч помогает клиенту анализировать настоящее и проектировать будущее. Он ведет клиента из той точки, где тот находится, туда, где он хочет быть, предоставляя ему для этого путешествия широкий выбор и большие ресурсы.

Цели при этом бывают двух различных типов:

4 Конечная цель: пункт вашего назначения, куда вы направляетесь.

4 Промежуточная цель: само путешествие, как именно вы намерены добираться до пункта назначения. Когда вы составляете план достижения конечной цели, он включит в себя множество более мелких целей, и они-то и составят ваше путешествие.

СЕМЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ

Нынешнее
Положение Путешествие Желаемое положение (Конечная цель) (Промежуточная цель)

Цель, которую вы ставите, должна быть достойной, заслуживать ваших усилий. Должна отражать ваши ценности, иначе зачем вообще это делать? Есть семь золотых правил постановки цели, очень полезных для постановки собственных целей и для помощи другим в постановке их целей. Эти правила относятся как к профессиональным и личным целям, так и к целям для компаний.

  1. Цели формулируются в позитивных выражениях
Любую конечную цель следует формулировать в позитивных выражениях — в них должно содержаться то, чего вы хотите, а не то, чего не хотите или стремитесь избежать. Многие клиенты понимают, что в их жизни что-то не так, и хотят уйти от этого. Они точно скажут, чего не хотят. Но постановка негативной цели напоминает хождение по магазинам со списком ненужных вам вещей.

Могущество постановки цели состоит в том, что на ней сосредоточиваются ваше внимание и ваши мысли. Если задаваемая цель сформулирована негативно, то ваше внимание концентрируется на том, чего вы не хотите. Подсознание не понимает отрицаний. Например, вы решаете и формулируете цель «не тратить денег попусту». Подсознание, не воспринимающее этого «не», отбрасывает его, и вот ваши мысли уже поглощены представлением, как вы «тратите деньги». Если вы задаете цель не курить, ваше внимание закрепляется как раз на курении. Гораздо лучше вместо этого представлять себе что-нибудь позитивное на ту же тему, в приведенных случаях — как вы зарабатываете деньги, как успокаиваетесь и улучшаете здоровье.

Это золотое правило относится только к конечной цели, другими словами, к «пункту назначения». Он должен быть позитивным, чем-то, к чему вы двигаетесь. А вот промежуточная цель — как вы туда добираетесь — вполне может иметь некоторые негативы. Ведь фактически достичь цели означает от чего-то отказаться. От чего именно, мы поговорим, когда дойдем до составления плана действий (стр. 53).

Ключевые вопросы, задаваемые клиенту в соответствии с первым золотым правилом:

  • Чего вы хотите?
  • Чего вы хотите вместо этого?
  • Что для вас предпочтительнее?
2. Будьте конкретны

Формулируйте конечную цель, которая является пунктом назначения, как можно конкретнее. С некоторыми целями это легко, например, приобрести новый компьютер, новый автомобиль, новый дом. С абстрактными же или нематериальными целями куда труднее. Нелегко дать точное определение, когда вам нужно с кем-то улучшить отношения или укрепить веру в себя. Ставя такие абстрактные цели, следует конкретизировать какое-нибудь свидетельство понагляднее, которое даст вам понять, что цель достигнута. Например, если цель — укрепить веру в себя, скажите себе, что сможете после обеда произнести 10-минутную речь, не просыпаясь предыдущей ночью в холодном поту, не вертясь с боку на бок и не тараща глаза в темноту в мучительной бессоннице. И не забудьте: речь ваша должна быть признана сносной, по крайней мере, двумя свидетелями, которые поклянутся сообщить вам правду, одну только правду и ничего, кроме правды.

При постановке конкретных конечных целей, где результат можно пощупать — например, «хочу новую машину» — давайте этому результату достаточно точное описание, но в разумных пределах. Не будьте слишком взыскательны. Взыскательный человек не только тонет в подробностях, но и никогда не удовлетворится чем-то меньшим.

Коуч работает с долгосрочными целями клиента, а в долгосрочных целях не очень-то разбежишься с конкретностью. Будущее невозможно пришпилить булавкой, как бабочку в витрине. Вот чем ближе цели, тем с конкретикой лучше. Тут вы уже можете сказать, когда, где и с кем их достигнете.

С абстрактными целями, типа «я хочу укрепить веру в себя», где вера — абстрактное качество, не пытайтесь конкретизировать конечный результат, вместо этого определите, что хотите увидеть, услышать и почувствовать — свидетельство, которое даст вам понять, что цель достигнута.

Единственное, что следует конкретизировать всегда — время:

  • Сколько времени займет цель?
  • Когда вы хотите достичь цели?
  • Сколько времени потребуется для достижения этой цели?
Это относится и к процессу путешествия, и к пункту назначения. От продолжительности путешествия зависит момент прибытия в желаемый пункт назначения.

Ключевые вопросы:

  • Чего в точности вы хотите?
  • Вы можете описать это точнее?
  • Что в точности вы увидите и услышите, когда добьетесь желаемого?
  • Сколько времени это займет?
  • Когда вы хотите достигнуть этой цели?
3. Решите, как получить свидетельство и доказательство достижения

Для конечной цели важно определить свидетельство, которое скажет вам, что цель достигнута. Увидев, услышав и почувствовав X, Y и Z, вы поймете, что добились результата.

Для промежуточной цели доказательством — обратной связью, реакцией — послужит само путешествие. Обратная связь покажет вам, на верном ли вы пути к пункту своего назначения. Например, обратной связью для продавца может быть установление психологической связи с покупателем — этих маленьких знаков согласия, которые покупатель выказывает в ответ на расписываемые достоинства товара. Хороший продавец сам в процессе продажи закрыт и выясняет, добился ли он своего, отслеживая реакцию покупателя по языку его тела, интонациям и словам.

Не обратив внимания на получаемую реакцию, вы рискуете не попасть в цель. Это особенно касается долгосрочных целей. Вообразите самолет, направляющийся из Сан-Паулу в Гонолулу. Пилот прокладывает курс; пункт назначения — Гонолулу. Однако пилот же не позволяет самолету после взлета лететь самостоятельно. Он постоянно контролирует условия полета, высоту, плотность воздушного движения, следит за всеми приборами и, конечно, за тем, чтобы самолет не сбился с курса. Он знает, что при вылете из Сан-Паулу самолет был на правильном курсе, но за ходом полета нужно постоянно следить. Даже если не возникают неожиданные критические ситуации, постоянный контроль нужен именно для того, чтоб они и не возникли. И если уж самолеты со всем их супернадежным компьютерным оборудованием нуждаются в этом, насколько же важно это должно быть для человеческих взаимоотношений с их неясностью и превратностями!

Поэтому, помогая клиенту поставить цель, вы должны задать ему несколько вопросов, чтобы он не забыл об обратной связи:

  • Как вы оцените свой прогресс?
Для этого есть два основных способа, хотя в большинстве целей присутствуют элементы обоих:

  1. По сравнению с самим собой. Вы сравниваете себя нынешнего и свои нынешние достижения с собой прошлым и понимаете, насколько вы усовершенствовались.
2. По сравнению с другим. Предположите, например, что хотите в следующем месяце стать лучшим продавцом своей секции. Для этого не нужно лезть из кожи вон, стараясь работать лучше. Достаточно, если у других будет получаться хуже.

  • Как часто вы оцениваете свой прогресс?
Вернемся к полету в Гонолулу. Пилот постоянно удостоверяется, что самолет держит курс. Не следует слишком затягивать интервал между замерами. Ведь при скорости 500 миль в час самолет за каких-нибудь полчаса может далеко отклониться от курса. Фактически он никогда не идет абсолютно точно по курсу. То отклонится вправо, то влево. Пилот для того и сидит в своем кресле, чтобы постоянно корректировать эти рыскания. Те же принципы применимы и к целям. Мы всегда должны следить за обратной связью, искать ее, чтобы быть уверенными, что не сбились с курса.

Не сбиваться с курса нам помогают вехи. Их отсутствие может обернуться для нас крахом. В очень холодных странах по обеим сторонам дороги приблизительно через каждые 10 ярдов ставят высокие шесты. Летом, одиноко возвышаясь, они выглядят жалко и странно, но зимой, когда дорогу не отличить от чистого поля, без них можно заблудиться и попасть невесть куда, даже на склон горы.

Ключевые вопросы:

  • Откуда вы узнаете, что достигли цели?
  • Какие вехи поставите по пути?
  • Как вы узнаете, что не сбились с курса?
  • Как часто вы станете проверять, что не сбились с курса?
4. Определите и распределите свои ресурсы

Во время путешествия вам понадобятся ресурсы. (Для пункта назначения они вам не нужны.) Ресурсами могут быть:

  • Объекты: книги, которые вы прочитали, оборудование и технологии, аудио- и видеозаписи с информацией, которая вам нужна.
  • Люди: семья, друзья, коллеги, просто знакомые, возможно, очень давние.
  • Время: достаточно ли у вас времени, чтобы посвятить себя достижению цели? Если нет, откуда вы его возьмете? Как справитесь с продолжительными задержками?
  • Ролевые модели: знаете ли вы кого-нибудь, кто уже достиг той же цели? Чему вы можете от них поучиться? А, может, кто-то написал о том, что сделал, чтобы достигнуть цели? Или есть персонаж в книге, пьесе или фильме, который вы можете использовать как модель?
  • Личные качества: какими качествами (навыками и способностями) вы обладаете или какие должны развить, чтобы достигнуть своего результата?
Цель может казаться недостижимой, путешествие — долгим и трудным, но даже небольшой ресурс в нужное время и в нужном месте способен сыграть важную роль. Маленький толчок, но большой эффект. Это — принцип рычага, а не грубой силы. Принцип рычага применяют, когда хотят при минимальном усилии получить максимальный эффект, причем неважно, прекращаете вы действие или продолжаете. Используя ресурсы, думайте о рычагах.

Ключевые вопросы:

  • Какие ресурсы вам понадобятся для достижения этой цели?
  • Какие ресурсы у вас уже есть?
  • Где вы найдете ресурсы, в которых нуждаетесь?
5. Будьте субъектом действия

Этот принцип также относится к путешествию, а не к пункту назначения. Чтобы достичь цели, действовать должны вы, а не кто-то другой. Следует понять причину, а не следствие событий вашей жизни. Многие клиенты приходят на коучинг, осознав, что ими всегда помыкали, что им приходилось отдуваться за чужие поступки вместо того, чтобы делать что-нибудь для себя. Первый шаг для них — задаться целью, и в данном случае это правило особенно важно.

Есть два способа говорить о своих действиях, и слова отражают, что мы о них думаем.

Первый — то, что в грамматике называется «действительным залогом». То есть вы — субъект действия, вы делаете что-то, вы совершаете поступок, например, «я сделал то-то», или «я поставил цели», или «я отлично провел демонстрацию».

Второй способ — «страдательный залог». При этом способе акцентируется то, что сделано, результат, а тот, кто сделал, остается в тени, например, «цели были поставлены», «демонстрацию провели хорошо». Нигде не упоминается, кто это сделал. Иногда клиенты используют страдательный залог, потому что им неловко говорить о самостоятельно поставленной, собственной цели (что, если они потерпят неудачу?), или из ложной скромности.

Слушайте внимательно и удостоверьтесь, что клиент использует действительный залог, тем самым беря на себя ответственность за свои цели.

Ключевые вопросы:

  • В какой степени вы контролируете свою цель?
  • Что вы собираетесь делать?
  • Что вы предпримете, чтобы достигнуть этой цели?
  • Чем вы можете побудить окружающих помочь вам?
6. Обращайте внимание на последствия (экологию)

Не сосредоточивайтесь только на себе. Каждое действие влияет на более широкий круг, чем тот, в котором живем мы. Каждая цель, которую мы преследуем, будет иметь последствия как для нас самих, так и для окружающих. Принимать это во внимание следует с самого начала.

Это правило относится и к пункту назначения, и к путешествию. Достойную ли цель вы выбрали? Приведет ли ее осуществление к большему счастью? Сделает ли вашу жизнь более уравновешенной? Не повредит ли другим, важным для вас людям? Принесет ли им пользу? Чего будет стоить вам и окружающим?

Учитывать следует и путешествие. Какие средства вы используете и какое влияние это окажет на окружающих? Не возникнет ли у людей искушение наброситься на свои цели со свирепой целеустремленностью, которая может иметь неблагоприятные последствия для друзей и семьи?

Как говорится, вы можете иметь все, что захотите, если готовы за это платить. Какова цена ваших целей и хотите и готовы ли вы за них заплатить? Цена исчисляется не только в деньгах, но и во времени и возможностях.

Ключевые вопросы:

  • Каковы будут последствия для окружающих? Необходимо принять к сведению перспективу тех, кто для вас важен, учитывать, чем могут обернуться для них ваши действия и представлять, что они могут думать о ваших целях.
  • Какова стоимость во времени, деньгах и возможностях?
  • От чего вам, возможно, придется отказаться?
  • Как достигнутый результат подействует на равновесие между различными сторонами вашей жизни (например взаимоотношениями, досугом, профессиональной деятельностью, здоровьем)?
  • Что в нынешних обстоятельствах есть важного, что вам, возможно, придется оставить позади?
7. Составляйте план действий

Это — то, что превратит мечту в цель. Когда вы определяете шаги к цели, то снабжаете свою мечту ногами.

Чтобы начать действовать, вы должны быть мотивированы. Вот почему цели должны быть не только стимулирующими, но и реалистичными. К цели следует тянуться, а ум, по возможности, держать открытым.

Цель, особенно долгосрочная, может поначалу отпугивать. План действий делит ее на более мелкие этапы, каждый из которых вполне осуществим. Он служит картой путешествия.

План действий мы подробнее рассмотрим позже.

Золотые правила, приложимые к конечным и промежуточным целям

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ ПУТЕШЕСТВИЕ

(КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ) (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЦЕЛЬ)

АКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ПОЗИТИВНОЕ Как оценивать

СВИДЕТЕЛЬСТВО Как часто оценивать

ДОСТИЖЕНИЯ Как определять, что вы не сбились с курса

РЕСУРСЫ

Объекты

Люди

ДОЛЖНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ Личные качества

Время

Деньги

Ролевые модели

Книги

И ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ, И ПУТЕШЕСТВИЕ:

ДОСТОЙНОСТЬ (ЗАСЛУЖЕННОСТЬ)

Оценивается по времени

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Последствия

— для окружающих

— в иных областях вашей жизни

— от чего придется отказаться

— что хотелось бы сохранить

РАБОТА С ЦЕЛЯМИ

Первый и главный шаг в коучинге — заставить человека определить свои цели. Начать он должен с долгосрочных целей: «долгий срок» означает не менее десяти лет.

Многие не привыкли загадывать так далеко вперед, но это необходимо, чтобы получить ощущение направления. Только ставя долгосрочные цели, мы можем присовокуплять к ним и сиюминутные, которые послужат им опорой.

Попросите клиента записать не мне пяти долгосрочных целей (по крайней мере, на 10 лет вперед). Это — существенная часть планирования жизни.

Лучше пропорционально сочетать цели:

Одну — в карьере

Одну — в здоровье

Одну — в отношениях

Одну — в деньгах

Одну — в личном развитии

Другие могут касаться духовного развития, вклада в общество, досуга или создания идеальной окружающей среды

После того как клиент выполнит задание, следующий шаг — попросите его записать несколько среднесрочных целей (приблизительно на пять лет вперед), тогда получится по крайней мере пять двухлетних целей, или, в крайнем случае, пять годичных. Для этого может понадобиться несколько занятий. Одним клиентам это покажется легче, чем другим. В Части IV «Ресурсы» приведены некоторые упражнения, которые вы можете использовать для клиентов при постановке целей (стр. 215).

И, наконец, чтобы повторить самое важное: цель должна быть достойной. Она должна соответствовать ценностям клиента. Цели поддерживаются, подпитывают-ся ценностями; когда клиенту перестает хватать мужества и уверенности в себе, именно ценности дают стимул к путешествию и побуждают его двигаться. Ценность — истинная причина и обеспеченный тыл цели. Стремление клиента зарождается на более глубоком уровне.

Ценности

Что такое ценности? Да очень просто. Ценности — то, что для вас важно. Они пребывают в центре вашего существа. Ценности есть у каждого. Любой, кто заявляет, будто у него ценностей нет, просто не понимает себя.

Ценности — суть состояния ума и принципы действия — они обычно абстрактны, например, любовь, честность, юмор, здоровье, уважение, свобода, верность, порядочность, надежность и дружба. Мы ценим эти качества в других, мы ценим их и в самих себе.

В коучинге выявляются ценности клиента, чтобы он мог полностью выразить их в жизни. Выявить ценности можно такими вопросами:

  • Что для вас важно в ...?
  • Что имеет для вас значение здесь?
  • Что вы приобретете, выполнив это?
Еще для выявления ценностей можно задать такой вопрос: «Делая это, какой метафорой вы воспользовались бы, чтобы описать себя? Кем вы себя ощущаете, делая это?» В найденной метафоре — например, египтолог — отразятся определенные ценности человека, например, ценности любопытства, исследования и храбрости.

Многие подходят к ценностям с логической точки зрения, но они к логике не имеют никакого отношения, они — выражение того, кем мы являемся, а люди ведь нелогичны. Немало людей весьма логично расскажут вам, кем себя представляют, но их глубинные ценности могут быть совершенно иными.

Ценности могут зависеть от контекста, например, то, что человек ценит в отношениях, может совершенно отличаться от того, что он ценит в профессиональной сфере. Людям также свойственно иметь сокровенные ценности, которые не меняются ни при каких обстоятельствах.

Не судите ценности клиента, даже если они покажутся вам специфическими. Коуч здесь не для того, чтобы судить. Он должен уважать ценности клиента или не работать с ним.

Ценности проявляются в поведении, хотя поведение, демонстрирующее ценность, у каждого разное. Если человек или целая группа делают что-то недопустимое или неуместное, то в большинстве случаев потому, что плохо представляют себе ценность, вытекающую из их поведения, и не понимают, что следует делать, дабы ее удовлетворить.

Все цели порождаются ценностями. Каждая отдельная вещь, которую мы желаем в материальном мире, есть выражение ценности, которую мы хотим удовлетворить. Мы хотим добраться до своего пункта назначения, потому что для нас это важно. Однако на пути нас поджидает множество ловушек. Одна из самых серьезных — пренебречь самим путешествием ради пункта назначения. Крайне важно с самых первых действий, предпринятых для достижения цели, уважать ценность, которая вызвала эту цель к жизни. Во время путешествия к цели следует придерживаться своей ценности.

Это — ответ на старый вопрос о целях и средствах: оправдывает ли цель средства? Одни утверждают, что оправдывает, другие — что нет. А суть в том, что цель и средство неотделимы друг от друга. Цель есть пункт назначения. Ее порождает одна или более наших ценностей. Если, торопясь достичь цели, мы пренебрежем ценностью, то конечная цель окажется пустышкой, если мы вообще ее достигнем. Определяя себе пункт назначения согласно своим ценностям, вы автоматически составляете карту путешествия, которая приведет вас туда. А компасом служат ценности, которые породили цель. Они удостоверяют, что вы достигли ее удовлетворительным способом.

Иногда люди, поставив цель, пробуют достичь ее, не придерживаясь ценности, которая сделала цель настолько привлекательной. Например, человек может любить свою семью и стремится дать ей замечательную жизнь. Он ценит любовь к семье и упорно трудится, чтобы заработать много денег и обеспечить родных. Однако при этом он постоянно пропадает на работе и, таким образом, пренебрегает ими; становится чужим для жены и детей, которые не делаются от этого счастливее. Он тоже несчастен; он понимает, что поступает неправильно, но оправдывает свои действия тем, что делает это «ради семьи». Так-то оно так, да только его действия прямо противоречат причинам, по которым он так поступает. Он может достигнуть цели — заработать много денег для себя и своей семьи — но несчастны будут все, потому что в средстве, которым он старался достичь этой цели, не было уважения к ценности, ее породившей.

Понимая свои ценности, мы свободны искать и найти лучший способ удовлетворить самые сокровенные свои потребности. Кроме того, придерживаясь ценностей во время путешествия, мы сохраняем мотивацию.

Вопрос: как можно выявить ценность, породившую данную конкретную цель?

Выявление ценности, стоящей за целью

Чтобы показать, как искать основную ценность, стоящую за целью, позвольте привести пример занятия коучингом. Коуч — женщина. Цель клиента состояла в том, чтобы через 10 лет уйти на пенсию. Когда его спросили, в чем заключается самая важная ценность, необходимая для этого, он назвал финансовую независимость. Это логично, и конечно же, очень важно, но коуч хотела поглубже исследовать ценность, породившую эту цель.

Коуч: Подумайте на минутку о пенсии и скажите: когда вы на нее выйдете, что это вам даст?

Клиент: Душевное спокойствие.

Коуч: А когда вы обретете душевное спокойствие, что вам даст оно?

Клиент: Так финансовую стабильность! (Тон голоса слегка изменился, стал более оживленным.)

Коуч: А когда будет финансовая стабильность, что даст вам

она?

Клиент: Я перестану бояться старости. (Он опустил глаза вниз вправо и снова поднял. Негатив, который следует преобразовать в позитив.)

Коуч: Когда вы перестанете бояться старости, что это вам даст?

Клиент: Счастье. (Похоже на конец пути, но коуч настаивает, поскольку ни интонации, ни язык тела клиента не убедили ее, что она добралась до сокровенной ценности. Его ответы по-прежнему несколько поверхностны, а сам он сидит на стуле неровно, клонясь набок.)

Коуч: Когда вы получите счастье, что даст вам оно?

Клиент: Я сделаюсь лучше! (Тон голоса резко изменился, положение тела выровнялось, он смотрит коучу прямо глаза. Клиент также впервые на занятии использовал утверждение идентичности. Он связал себя с ценностью — «я сделаюсь лучше».)

Коуч: Вот это уже звучит совершенно по-другому!

Клиент: Wo... Я думал, главной причиной была финансовая стабильность...

Коуч: Хорошо. Итак, скажите, когда будет финансовая стабильность, что она даст вам?

Клиент: Я смогу путешествовать и встречать разных людей в разных местах.

Коуч: А когда вы станете путешествовать и встречать разных людей в разных местах, что вам это даст?

Клиент: Я буду учиться.

Коуч: Когда выучитесь, что даст вам это?

Клиент: Я сделаюсь лучше!

Все пути, кажется, сошлись в этой сокровенной ценности: «я сделаюсь лучше».

Она и была основной ценностью, породившей цель — выход на пенсию.

Процесс поиска сокровенной ценности

Вот как выглядит в абстрактном изложении процесс поиска сокровенной ценности, стоящей за целью:

  1. Какова цель клиента? Чего он хочет?
2. Коуч воспринимает информацию и, используя слова клиента, задает вопрос, переводя его на более высокий уровень (известно как «логическое расширение»): «Что [реализованная цель клиента в его же собственных выражениях] вам даст? (Заметьте, вопрос начинается с «когда», а не «если», ибо «если» предполагает сомнение в способностях и возможностях клиента добиться цели.) Этот вопрос должен также ассоциироваться у клиента с целью. Другими словами, ему следует в настоящий момент прочувствовать, на что это будет похоже, когда его цель реализуется. Другой тип вопроса: «Представьте, что вы уже добились своего — что это вам дает?».

3. В ответе клиента фигурирует другая цель или ценность.

4. Теперь коуч снова задает тот же вопрос, используя ответ клиента на предыдущий вопрос.

5. В ответе клиента опять фигурирует другая цель или ценность.

6. Коуч и клиент продолжают этот процесс, пока клиент не доберется до чего-то действительно важного. Это и будет ценность, стоящая за целью.

Очень важно использовать в этом процессе точные слова клиента, так например, если клиент говорит «душевное спокойствие», не пытайтесь перефразировать и сказать, например, «умиротворенность». Для клиента это может означать нечто совсем другое, и в процесс вмешается переосмысление.

Цель



Когда вы добьетесь [цели], что это вам дает?



Ценность



Когда вы обретете [ценность], что это вам дает?



Продолжите задавать тот же вопрос, пока не доберетесь до сокровенной ценности.


Как вы поймете, что выяснили сокровенную ценность? Есть несколько способов:

  • Когда клиент на протяжении процесса неоднократно повторяет то же самое слово или фразу.
  • Когда клиент подчеркивает некоторые слова жестом или сильной интонацией.
  • Когда клиент использует утверждение какого-то уровня идентичности с личным местоимением «я» плюс глагол. (В нашем примере, это был ответ: «Я делаюсь лучше!»).
  • Когда процесс начинает идти по кругу, и клиент повторяет тот же ответ, который дал прежде.
  • Коуч может проверить сокровенную ценность логическим расширением первоначального вопроса. (В нашем примере коуч для этого использовал «финансовую стабильность», потому что именно ее клиент считал основной ценностью.)
Если вы выясните для себя ценность, стоящую за целью, путешествие к цели превратится в удовольствие. Если нет, — возможно, придется долгие годы пребывать в постоянных поисках счастья и влачить самую жалкую жизнь.

Это ведет нас к следующему этапу. Теперь коучу необходимо определить для клиента наилучший образ жизни на период путешествия к цели, который он мог бы вести с уважением к своей ценности.

Занятие продолжается.

Коуч: Как вы удостоверитесь, что растете по мере приближения к пенсии?

Клиент: Делая то же, что и сейчас. Досконально изучая наилучшие способы усовершенствовать тело, ум и душу, а затем проверяя, на какой стадии процесса я нахожусь и что еще могу сделать.

Коуч: Что вы думаете обо всем этом?

Клиент: Думаю, что все это просто замечательно, и поражен тем, что, как выяснилось, причиной всех моих поступков оказалось стремление «стать лучше». Как я понимаю, это оно так сильно влияло на мою жизнь и решения.

На данном этапе наблюдатель мог бы подумать: «Конечно, это же очевидно!» Ответ в том, что, как и все глубинные и значительные ответы на жизненные вопросы, это очевидно, только когда оглядываешься на прошлое. Кроме того, точная форма высказывания несет множество личных смыслов. Если бы до того коуч сказала этому клиенту: «Вы делаете многое в жизни потому, что цените познания?», он, вероятно, согласился бы, но без большой убежденности. Здесь он сам нашел нужные слова, и эти слова были глубоко созвучны его мыслям и представлениям. Они не были внушены ему со стороны, а пришли из самой глубины души. Он соединился со своей ценностью.

Итак, поиск сокровенной ценности, стоящей за целью, и того, как уважать и придерживаться ее в ходе движения к ней, является очень простым, но серьезным процессом, в котором необходимы только два вопроса:

  • Когда у вас есть цель, что это дает вам?
  • Как вы удостоверитесь, что в ходе движения к ней придерживаетесь этой ценности?
Обратите внимание на предположения, подразумеваемые вопросами. Вопрос «Когда у вас есть цель, что это дает вам?» предполагает, что цель достигнута. Вопрос «Как вы удостоверитесь, что в ходе движения к ней придерживаетесь этой ценности?» предполагает, что клиент взял на себя ответственность за эту ценность и способен ее придерживаться.
 

alexs92

Наблюдатель
да глубоко. наличие финансов дает больше свободнова времени .которое можно использовать для самосавешенствования
 

LugganG

Участник
да глубоко. наличие финансов дает больше свободнова времени .которое можно использовать для самосавешенствования
Когда человек не беспокоится о деньгах, он может сосредоточиться на своих интересах и увлечениях, а также на обучении новым навыкам и улучшении своих знаний.

Однако, важно отметить, что самосовершенствование не обязательно зависит от наличия финансовых ресурсов. Есть много способов для развития личности и улучшения навыков, которые не требуют больших финансовых вложений, такие как чтение книг, обучение онлайн-курсам, участие в бесплатных семинарах и вебинарах и т.д.
 

Karlos

Начинающий
Когда человек не беспокоится о деньгах, он может сосредоточиться на своих интересах и увлечениях, а также на обучении новым навыкам и улучшении своих знаний.

Однако, важно отметить, что самосовершенствование не обязательно зависит от наличия финансовых ресурсов. Есть много способов для развития личности и улучшения навыков, которые не требуют больших финансовых вложений, такие как чтение книг, обучение онлайн-курсам, участие в бесплатных семинарах и вебинарах и т.д.
Это правда. Хотя деньги могут быть полезными для определенных форм самосовершенствования, важно понимать, что финансовые ресурсы не являются единственным способом для достижения личностного роста и профессионального развития. Некоторые из наиболее эффективных методов самосовершенствования, например, медитация, йога, здоровый образ жизни, развитие социальных навыков, осознанность и самоконтроль, могут быть достигнуты без необходимости тратить много денег.
 
Сверху